«Фонетика. Орфоэпия. Орфография»
1 вариант.
1. Спишите слова, поставьте в них ударения:
Закупорить, плесневеть, курящий, договорные (цены),
языковая (колбаса), каталог, красивее, недуг, умерший восприняв,
начав, памятуя, отняв, зевота, искони, некролог, перистый, посыпать, призреть,
прогневить.
2. Запишите слова в фонетической транскрипции.
Бульон, расческа, антенна,
занимается, чудесного, обжечься.
3.
Произведите фонетический разбор слова.
Объясниться, девочка, вновь.
4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1) Все, что человек способен пр..дставить в
воображении, другие с..меют пр..творить в жизнь.(Ж.Верн.) 2) Пр..чину и пластыр.. можно при..клеить где
угодно. (японская пословица.) 3)Ум берет
один бар..ер за другим, глупость вообще не знает пр..град. (В.Лебедев.) 4) Сущ..ствовать – значит быть
в..спр..нимаемым. (Дж.Беркли.) 5) Мир
устроен так, что люди славят мёртвых св..тых и пр..следуют живых. (Хови.) 6) Очень многие заблуждения обусловлены
п..требностью пр..украсить: не для того, чтобы понять, а чтобы потр..сти
воображение. (Сент Экзепюри.) 7)
Зрелость – не столько возраст, сколько пр..одоление трудных дорог.(В.Борисов.)
5. Восстановите текст в соответствии с
орфографическими и пунктуационными нормами.
[кагда чилавэка бран’ат / эта абычнъ азнач’aj’ит што он абаладаj’ит j’ асъ выражэннымъ характ’иромъ//].
[кагда чилавэка бран’ат / эта абычнъ азнач’aj’ит што он абаладаj’ит j’ асъ выражэннымъ характ’иромъ//].
(«Когда человек бранят, это
обычно означает, что он обладает ясно выраженным характером» .Т.Эдвардс.)
[ч‘илав’эк б’эс пр’инцыпаф
иб’ис вол’и пахош на карабл’/ у каторавъ ‘н’эт рул’а и компсъ: он м’ин’aj’ит сфаj’о направл’эн’иj’э с каждъй п’ир’и м’энъй в’этра//]
(«Человек без принципов и без
воли похож на корабль, у которого нет руля и компаса: он меняет свое
направление с каждой переменой ветра».С.Смайлс.)
2 вариант.
1. Спишите слова, ставя в них ударения.
1. Спишите слова, ставя в них ударения.
Невролог,
отчасти, партер, приобретение, обеспечение, балуешь, позвонишь, жалюзи, столяр,
языковые (нормы), атлас ( атлас), опрометчиво, метеоролог, нарост, обаяние,
озимый, парадокс, ожесточиться, пуловер, сковорода.
2. Запишите слова в фонетической
транскрипции.
Компаньон,
расчет в шинели, открывается, широкого, испечься.
3. Произведите фонетической разбор слов.
3. Произведите фонетической разбор слов.
Разъехаться,
скворчонок, вплавь.
4. Перепишите, вставляя пропущенные
буквы.
1)
Сомнение – камень пр..ткновения на пути к пр..движению.(Б.Борисфенит.) 2) Счастье не в д..ньгах, а в том, как их
пр..умножить. (амер. Пословица.) 3)
Большое пр..пятствие для счастья – это ож..дание слишком большого счастья. (Фонтенель.) 4) Зависть обв..няет и судит без
д..казательств, пр..умножает нед..статки, дает малейшим ошибкам громкие
н..звания; язык её н..полнен желчи, пр..ув..личения и несправедливости.
(Вовенарг.) 5) В старости нач..наешь пр..давать значение не
столько творч..ству,сколько жизни. (Э.Григ.)
6) Вр..менные трудности пр..одолеваются с помощью временных успехов.
(А.Михеев.) 7) Нет н..чего бе..цветнее,
чем характер бе..характ..рного человека. (Лаборюйер.)
5. Восстановите текст в соответствии с
орфографическими и пунктуационными нормами.
[j‘эсл’и вынач’н’от’и суд’ит л’уд’эй/ у вас н’ихват’ит
вр’эм’ин’и на то / штобы л’уб’ит’ их//]
(«Если вы начнете судить людей, у вас не хватит времени на то, чтобы любить их».Мать Тереза.)
(«Если вы начнете судить людей, у вас не хватит времени на то, чтобы любить их».Мать Тереза.)
[кагда
мал‘ин‘к‘ий‘ ч‘илав‘эк задумываит в‘ил‘икаj‘э пр‘итпр‘ияj‘ат‘иi‘э / он вс‘игда канч‘аит т‘эм/ што ум‘ин‘шаит j‘эвъ дауравн‘а сфаjэй‘ паср‘этств‘эннаст‘и//]
(«Когда
маленький человек задумывает великое предприятие, он всегда кончает тем, что
уменьшает его до уровня своей посредственности».Наполеон Бонапарт.)
Комментарии
Отправить комментарий